- Супер-Эго
- – в классическом психоанализе – гипотетическая инстанция личности, связанная с этическим и моральным поведением, рефлексией и самооценкой. Предполагается, что супер-Эго образуют интернализованные социальные требования, в особенности родительские влияния. По мнению ряда аналитиков, источником суровости или нетерпимости супер-Эго является (по крайней мере, частично) насилие субъекта над своими чувствами в детстве. Полагают также, что тенденция супер-Эго к самонападению даёт выход собственным агрессивным импульсам, поскольку супер-Эго черпает свою энергию из Ид. Некоторые аналитики считают одной из задач психоаналитической терапии изменение супер-Эго в сторону большей терпимости и реализма, тогда как другие говорят о передаче его функций в распоряжение Эго. См. Бессознательное.
* * *
– понятие, используемое в психоаналитической литературе для обозначения одной из частей или инстанций психики, структуры личности.В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд выделил три структурные составляющие психического аппарата: Оно, Я и Сверх-Я. В этой работе он впервые использовал понятие «Uber-Ich», переводимое на русский язык как Сверх-Я. При издании работ З. Фрейда на английском языке немецкое «Uber-Ich» было обозначено термином «super-ego». В дальнейшем при издании англоязычной психоаналитической литературы на русском языке английский термин «super-ego» стал воспроизводиться как «супер-эго» или «Супер-Эго».
В настоящее время в различных русскоязычных изданиях немецкое «Uber-Ich» и английское «super-ego» трактуются как равнозначные, в результате чего в одних публикациях фигурирует понятие Сверх-Я, в то время как в других – Супер-Эго. Оба понятия несут одну и ту же смысловую нагрузку.
В содержательном отношении Супер-Эго олицетворяет собой психическую инстанцию, воплощающую родительский авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть. В метафорическом значении Супер-Эго выступает в качестве внутреннего голоса, цензора, судьи. С психоаналитической точки зрения, Супер-Эго является наследником эдипова комплекса, образуется в психике человека в процессе интериоризации родительских требований и запретов, включает в себя бессознательное чувство вины и может быть для индивида столь тираническим, вызывающим страх совести, что сшибки между ним и Я способны привести к невротизации, бегству в болезнь.
З. Фрейд исходил из того, что возникновение Uber-Ich, то есть новой (по сравнению с Оно и Я) инстанции в психике ребенка, связано с разрушением эдипова комплекса. Многие современные психоаналитики считают, что формирование Супер-Эго начинается в более раннем возрасте ребенка, на доэдипальной стадии его развития. Так или иначе образование Сверх-Я представляется важным этапом инфантильного развития, оказывающим существенное влияние на мышление и поведение взрослого человека.
* * *
(лат. «сверх-я») – в системе психоанализа – психическая сущность, связанная с этическим поведением человека, отвечающая за принимаемые им стандарты поведения. Ср. ид.
* * *
согласно психоаналитической теории З.Фрейда, психологическая подсистема личности, Руководствующаяся требованиями совести, долга и ответственности и выполняющая функции нравственного контроля и моральной оценки деятельности личности. В случае расхождения ее оценок с требованиями двух других подсистем- ид и эго- возникает внутриличностный Конфликт.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.